Твердосмазочные покрытия

 

      Традиционные твердосмазочные покрытия металлического типа : медь, серебро, индий; которые используются в турбостроении, шарикоподшипниковой и других отраслях промышленности. Область применения ограничена физико-химическими свойствами данных металлов: низкая эксплуатационная температура, пластичность,  высокая окисляемость.

         Перспективно использование нового класса твердосмазочных покрытий  композиционного типа на основе металл-углерод. Этот класс покрытий включает:

a)    "Мягкие" твердосмазочные покрытия, где в качестве смазки участвуют оба компонента. Металл либо не взаимодействует с углеродом, либо взаимодействует слабо на уровне образования метастабильных соединений. К этому типу можно отнести пары: медь-углерод; серебро-углерод; никель-углерод; кобальт-углерод и др.

b)    "Твердые" твердосмазочные покрытия, где помимо мягкой фазы металл-углерод присутствует твердая фаза - карбид, образующая жесткий каркас. К этому типу можно отнести пары: вольфрам-углерод, тантал-углерод, молибден-углерод, ниобий-углерод, хром-углерод, гафний-углерод, титан-углерод, цирконий-углерод, ванадий-углерод.

При с увеличении содержания металла повышается  износостойкость  и такие композиции могут успешно применяться для упрочнения режущего металлообрабатывающего инструмента

При нанесении покрытий данных композиций в среде азота или кислорода, возрастает процент твердой фазы за счет образования нитридов и оксидов, образуя в конечном итоге карбонитрид-углерод, либо оксикарбид-углерод, т.е. твердый каркас + атомарный (не прореагировавший) углерод-смазка.

   Это идеальная конструкция барьера, которая эффективно предотвращает прилипание стружки к режущей кромке инструмента, снижая тем самым его износ.  Этот эффект дополнительно усиливается  за счет того, что структура покрытия субмикрокристаллическая (аморфная и рентгено- аморфная).

Область использования таких покрытий,  прежде всего: подшипники скольжения и качения,  в особенности быстроходные и высокооборотные; режущий инструмент для обработки нержавеющих сталей, высоколегированных  сплавов, вязких материалов; элементы двигателей внутреннего сгорание (ДВС) - поршневая группа, золотники, плунжеры; лопатки турбин и др.

В морской воде соленостью 35% скорость коррозии Tа2 С , ТаСN,NbCN, и Сr3C2  более чем в 30 раз ниже, чем  нержавеющей стали, а для Mo2C,Ti C, ZrC  - в 3-5 раз. Высокой термоокислительной стойкостью обладает , например, покрытие на основе хром-углерод состава 97,3%  Сr3C2  и 0,6%C. Оно защищает образец от окисления до 1100°C, а при более жестких испытаниях в среде чистого кислорода с расходом 0,0-0,7 л/мин - окисление начинается при 700°С и заканчивается при 1350°C. Покрытия на основе хром-углерод, обладая высокими твердосмазочными свойствами, проявляет высокую химическую стойкость к воздействию HCl,HNO3, НСlО4 при нагреве. Даже при воздействии сильнейших окислителей в смеси НСlО4  и перекиси водорода  на  покрытие состава 88,2% Сr3C2  и 1,8% С    последнее растворяется не более 2% от его веса.

 

 

 

 

Back Home

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz